Ворота для гаража должны быть не только удобными, но и надёжными. Среди всех типов конструкций больше всего для гаражного помещения подходят подъёмные ворота. Их не так сложно создать своими руками.
Содержание
Виды подъёмных ворот для гаража
Существуют следующие виды подъёмных ворот:
- секционные;
- подъёмно-поворотные;
- рулонные.
Каждый вид имеет свои достоинства и недостатки.
Секционная конструкция
Достаточно популярными являются ворота с секциями.
Они могут использоваться в проёмах любого типа. Конструкция состоит из горизонтальных панелей, которые соединяются друг с другом петлями. В процессе открывания панели будут двигаться по вертикали вверх, после чего вдоль потолка по горизонтали. Завалы снега не являются препятствием для таких ворот, так как они не открываются наружу. Конструкция позволяет экономить свободное пространство перед гаражным помещением.
В секционной конструкции хорошо выполнена герметизация, поэтому их принято считать тёплыми. Список основных преимуществ:
- бесшумное и лёгкое открытие;
- можно изготовить конструкцию любых размеров;
- хорошее утепление;
- разнообразный дизайн;
- высокая безопасность.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- необходимость периодического обслуживания.
Список деталей, из которых состоит секционная конструкция, можно увидеть на рисунке:
Передвижение секций происходит благодаря барабанам и тросикам, которые уравновешиваются пружинным устройством. Вдоль каркаса и под потолком размещаются направляющие, по которым перемещаются щиты с опорой на ролики.
Ворота с секциями могут быть следующих размеров:
- высота — 200–600 см;
- длина — до 500 см;
- ширина секции — 35–60 см.
Рекомендуется монтировать ворота минимально возможных размеров. Компактная конструкция работает стабильнее, при этом минимизируется вероятность блокировки. Следует знать, что модули с большим весом могут застопориться в направляющих.
Модули выполняются по принципу сэндвич-панели. Толщина материала — от 20 до 50 мм. Внутри модуля прокладывается утеплительный материал, который не впитывает влагу. Между секциями прокладывается пробковый материал, который сможет обеспечить плотное прилегание элементов друг к другу. В нижнюю панель должен быть вмонтирован эластичный уплотнитель, чтобы зимой секция не примерзала к напольному основанию.
Ворота подобного типа можно оснастить электрическим приводом с возможностью механического управления в случае отключения электричества. Мотор нужно устанавливать на среднем рельсе.
Подъёмно-поворотная конструкция
Подъёмно-поворотные ворота можно использовать в частных гаражах или промышленных помещениях.
Конструкция содержит направляющие ролики, которые помогают створке-щитку двигаться в вертикальном или горизонтальном направлении. В открытом положении конструкция располагается вертикально над потолком, не мешает и не занимает пространство перед гаражным помещением.
Ведущим элементом является рама, которая изготавливается из стальных профильных труб. Конструкция предусматривает монтаж специальных пружин для компенсации, которые свободны в открытом положении и растянуты в закрытом.
Конструкция бывает таких типов:
- Шарнирная. В данном случае щит беспрепятственно передвигается, однако пружины требуют тщательной регулировки.
- На противовесах. К раме понадобится закрепить трос, а в противоположной части — лебёдку. Данный тип подходит для тяжёлых конструкций.
Основные преимущества подъёмно-поворотных ворот:
- подходят для двойных гаражей;
- вручную их легко открыть;
- защита от коррозии;
- высокая стойкость к взлому.
Недостатки:
- возможность монтажа исключительно в прямоугольный проём;
- после установки между каркасом и щитком могут появиться зазоры, которые следует заполнить уплотняющим материалом;
- в открытом положении ворота уменьшают высоту проёма;
- ограниченный вес конструкции из-за пружин;
- полотно цельное, поэтому не получится выполнить ремонт отдельных частей.
Схему таких ворот можно увидеть на рисунке:
Конструкция изготовлена из оцинкованного металла и окрашена порошковой краской, поэтому она не подвергается коррозии.
Рулонная конструкция
Рулонные ворота появились на рынке недавно. Они состоят из металлических полос, которые объединены в гибкое полотно. В процессе открытия полотно сворачивается, наматываясь на вал. Это даёт возможность подъезжать вплотную к гаражу. Толщина полос должна быть менее 25 мм. Поэтому они не подходят для гаражей с высоким проёмом. Максимальная ширина ворот — 5 м.
Конструкция может быть оснащена смотровым или вентиляционным профилем, а также системой автоматического управления.
Схема рулонных ворот изображена на рисунке:
Выбирать вид конструкции нужно исходя из потребностей.
Подготовка к постройке секционной конструкции
Набор для монтажа ворот подобного типа состоит из таких деталей:
- сэндвич-панели;
- направляющие планки;
- уплотнители;
- петли;
- цепной привод;
- пружина для натяжения;
- вал;
- барабан;
- кронштейн для опоры.
Схему установки конструкции можно увидеть на рисунке:
Чтобы определить оптимальные размеры ворот, нужно выполнить замеры проёма. Важно учитывать такие требования:
- Высота проёма (H) – это свободная площадь для въезда транспортного средства. Значение зависит от типа автомобиля. Если в гараж будет заезжать транспорт высотой 2 м, то оптимальная высота проёма — 2,3 м. После установки останется 2,1 м свободного пространства.
- Притолока (L) и заплечники (b1 и b2) размещаются в одной плоскости. Рекомендуемая величина притолока — 35–55 см, заплечников — более 8 см.
- Понадобится измерить ширину проёма (В) и добавить к полученному значению 4 см (по 2 см с каждой стороны).
- Глубина помещения (L) должна быть больше высоты конструкции.
После выполнения замеров понадобится можно будет составить чертёж.
Советы по выбору материала
Прежде всего стоит обратить внимание на конструкцию панелей, из которых состоит полотно. В качестве материала для внешней обшивки может быть использована сталь или алюминий. Алюминивое изделие имеет небольшой вес, в связи с чем уменьшается общий вес полотна. В таком случае понадобится привод меньшей мощности. Преимущество стали в том, что материал является прочным и подходит для монтажа в гаражах, которые интенсивно используются.
Важно обратить внимание на толщину стен и тип профиля. Рекомендуется использовать сэндвич-панель со специальным взломостойким металлопрофилем.
Характеристики теплоизоляции будут зависеть от типа применяемого наполнителя и его толщины. Рекомендуемая толщина — более 40 мм. Не рекомендуется применять панель с замкнутым контуром в регионах с холодным климатом, так как будут образовываться мостики холода.
Следующий элемент — направляющие. Рекомендуется использовать стальные детали толщиной более 2 мм. Элементы должны быть покрыты цинком. Это позволит защитить конструкцию от коррозии. Важна конструкция роликов — детали с подшипниками способны обеспечить не только плавное открытие ворот, но и имеют больший срок службы.
Использование заводской автоматики существенно упрощает установку и настройку конструкции. Пульт, замок с кодовым механизмом и другие элементы должны быть того же производителя, что и привод конструкции. В противном случае, есть риск того, что детали не совместимы между собой.
Привод должен обладать достаточной мощностью, иначе он быстро выйдет из строя. При выборе важно учесть размеры и вес секций. Маркировка, которой оснащаются ролики и амортизаторы, позволит определить, какой максимальный вес способны выдержать детали.
Торсионный барабан должен быть сделан из прочного сплава алюминия. Направляющие должны изготовлены из стали.
Список материалов и инструментов
Понадобится подготовить такие элементы:
- сэндвич-панели;
- направляющие планки;
- петли;
- цепной привод;
- кронштейны;
- торсионная пружина;
- барабан;
- дополнительные принадлежности (замки, ручки и другие детали).
Инструменты, которые будут необходимы:
- строительный уровень;
- шуруповёрт;
- электродрель;
- рулетка;
- перфоратор;
- карандаш;
- нож;
- молоток;
- пассатижи.
Количество материалов зависит от габаритов ворот. Конструкция стандартных размеров чаще всего состоит из 4
секций. Длина направляющей рейки зависит от ширины ворот.
Пошаговая инструкция по сооружению и монтажу секционных ворот
Прежде всего понадобится подготовить и укрепить дверной проём. Он должен быть расположен в одной плоскости со стенками. Последовательность действий по подготовке проёма:
- Если есть необходимость, стенки и потолок надо оштукатурить внутри гаража.
- Далее нужно проверить отношение плоскостей между поблизости расположенными стенами.
- При надобности производится выравнивание основания. Результат проверяется строительным уровнем.
- Притолок и пристенки укрепляются железными уголками.
На этом этапе нужно убедиться в прочности покрытия пола. Также важно проверить его расположение по горизонтали при помощи строительного уровня. Максимальный перепад составляет 1 мм.
Ворота подобного типа состоят из секций, которые соединяются петлями.
В крайних частях проёма прикрепляются шины, которые должны заходить под перекрытие. По данным деталям будут двигаться секции.
При монтаже ворот подобного типа нужно придерживаться таких правил:
- В процессе работы нужно использовать составленный чертёж.
- Допускается использование только качественных материалов.
- Очень важно с точностью определить размеры.
- Все детали должны размещаться с точностью до 1 мм, поэтому не нужно спешить.
Монтаж ворот с секциями не получится выполнить в одиночку. Обязательно нужны помощники. Важно помнить об осторожности. Все работы нужно выполнять в шлеме и перчатках. Глаза также должны быть защищены.
Прежде всего понадобится выполнить разметку, чтобы определить места фиксации несущих деталей. Если габариты элементов окажутся больше, проём следует расширить. Габариты проёма надо замерить в нескольких местах по ширине и высоте. По ширине надо взять максимально возможное значение, а по высоте — минимальное.
На поверхности нужно разместить 2 направляющих планки параллельно друг другу. Детали следует скрепить С-профилем внизу и ригельной рейкой вверху.
Внутренний размер рамы должен соответствовать параметрам проёма. Если детали планируется соединять кронштейнами, то профили нужно запилить под прямым углом.
Если в планах использование перфорированных профилей, то их следует скреплять специальными планками. В этом случае перемычку и направляющие нужно подрезать так, чтобы образовался маленький «язычок». Это нужно для болтовой фиксации элементов.
Собранная рама выставляется по уровню. На поверхности рекомендуется заранее разместить опорную планку. Это может быть, к примеру, С-профиль. Следует проверить правильность его расположения по горизонтали, после чего перенести соответствующие метки на проём. Нижние торцевые части рамы надо будет выставить по данным меткам.
После этого нужно приложить раму к стенам и потолку и выставить строго вертикально по отвесу. После того как рама будет выровнена, конструкцию надо зафиксировать крепежными деталями.
Выбор крепежа зависит от поверхности стен и потолка.
Монтаж направляющих реек
Вертикальные направляющие можно крепить к стенкам путём прямой фиксации или при помощи стандартных кронштейнов. Рекомендуется использовать корректируемый способ фиксации: анкерные болты или самонарезающие винты со сверлящими головками. Последовательность действий:
- Первым делом раму нужно зафиксировать в проёме.
- После этого нужно выполнить проверку правильности монтажа с помощью строительного уровня.
- В конце выполняется финальная затяжка крепежных деталей.
На следующем этапе понадобится временно закрепить дуговые направляющие.
Они скрепляются с вертикальными стойками при помощи болтов. Дополнительно можно использовать ответные и фиксирующие рейки или шайбы особой формы. Прямая направляющая монтируется в дуговую. Если на заводе была произведена временная сборка, то скреплять детали не нужно.
Горизонтальные направляющие нужно вставить в угловые и зафиксировать. Чтобы уменьшить размеры упаковки, в некоторых случаях вертикальные рейки делят на две части. В этом случае детали скрепляются с помощью использования прямого коннектора. В процессе скрепления следует следить за тем, чтобы в местах фиксации с угловой рейкой не появлялось порогов или провалов между полками металлопрофиля. Это может повлечь за собой заклинивание роликов.
На ослабленной фиксации болтами горизонтальные рейки придерживаются С-профилем. Это нужно делать в процессе переноса соединительной рейки с нижней части ворот в крайнюю часть направляющих. После этого потребуется устранить перекос. Для этого понадобится выровнять диагонали прямоугольника, который образовался под потолочной конструкцией. После того как будет выполнено выравнивание, надо затянуть крепеж в местах фиксации направляющих и зафиксировать их к потолку с помощью использования кронштейнов в форме буквы L.
Устройство приводной системы
Существует 2 варианта механизма для балансировки — торсионный вал и пружина для натяжения. Принцип их функционирования практически ничем не отличается, разница только в расположении деталей.
Торсионный вал понадобится закрепить в верхней части проёма.
Конструкция включает в себя несколько пружин и шкивов для натяжения для разных частей проёма. На шкивах закрепляется трос, который будет опускаться до крайней секции ворот. Внизу есть коуш, он закрепляется на штифте или в петлях.
Важно уделить особое внимание сборке вала. Чаще всего процесс заключается в регулировке по ширине проёма и фиксации двух частей при помощи фланца. После монтажа нижней секции и фиксации к ней троса привода понадобится выбрать слабину муфтой для регулировки и сильно затянуть регулировочные болты.
Пружинный натяжитель устанавливается достаточно просто.
Деталь фиксируется в местах монтажа направляющих по вертикали. Довольно часто сборка механизма производится на заводе. Трос крепится к нижней секции так же, как и торсионный вал. Разница заключается в регулировке. Понадобится отпустить хомут для троса, вытянуть слабину, после чего ещё раз закрепить болты.
Завершающую регулировку следует производить после полной сборки ворот. Основание не должно падать или подниматься. В любом положении в процессе открывания секции не должны своевольно передвигаться.
Регулировка производится таким образом:
- Если секция начнет опускаться, то понадобится усилить натяжение вала.
- Натяжитель в виде пружины следует растянуть. Сделать это можно путём перемещения фиксатора в новое положение по перфорации.
Если действия выполнены правильно, то полотно будет расположено на уровне, до которого его приподнимали.
Установка полотна ворот
Монтаж секций является простейшим этапом сборки конструкции. Одну за другой их нужно устанавливать между направляющими, после чего на торцевых частях нужно закрепить болтами роликовые опоры. Довольно часто вспомогательные накладки из стали устанавливаются производителем. В таком случае останется лишь прикрепить к ним болтами маленькие кронштейны. При монтаже нужно использовать 2 комплекта крепежа — для правой и левой стороны.
Друг с другом секции следует скреплять накладными петлями. В качестве крепежных деталей нужно использовать саморезы для сэндвич-панелей. После этого понадобится выполнить регулировку роликов. Сделать это можно так:
- Секцию нужно прижать к уплотнителю.
- После этого надо выставить две верхние направляющие роликов, которые задают движение на повороте в процессе открывания.
В конце понадобится закрыть гараж и выключить свет. Ворота проверяются на наличие щелей. Зазоры могут быть между рейками и стенками.
Далее выполняется монтаж вспомогательной фурнитуры — замков, ручек и накладок для улучшения внешнего вида конструкции.
Вопрос автоматики и привода
Есть несколько вариантов автоматизации ворот с секциями:
- Автоматика с навальным приводом. Имеет большую мощность, поэтому рассчитана на тяжёлые ворота больших размеров. Мотор понадобится установить с какой-либо из сторон торсионного вала. Путём силового воздействия электромотор приводит в движение вал, в результате чего ворота будут открываться или закрываться. Автоматику нужно снабдить усиленным цепным механизмом.
- Потолочная автоматика. Мощности хватит для ворот маленьких размеров. Механизм закрепляется к потолку в нескольких метрах от проёма. Ворота будут открываться за счёт передвижения троса, который фиксируется при помощи тягового рычага в верхней части полотна.
Автоматика устанавливается таким образом:
- Первым делом конструкцию ворот надо проверить на щели.
- Выполняется сборка направляющего привода согласно инструкции.
- Направляющая балка крепится в центральной части потолка.
- В задней части направляющей в потолок монтируются кронштейны при помощи дюбелей.
- Производится монтаж привода.
- Устанавливается рычаг. Одну часть нужно закрепить к створке, а другую — к цепи или тросу.
- В конце следует выполнить прокладку электропроводки.
- Проверяется работоспособность механизмов.
При покупке привода надо обращать внимание на его параметры и материалы изготовления.
Видео: секционные ворота своими руками
Строим поворотную конструкцию: чертежи и эскизы
Облегчить задачу составления схемы могут готовые проекты, в которые можно внести несущественные изменения. Чтобы составить чертёж, первым делом надо определить ширину и высоту. Ориентироваться нужно на размеры автомобиля. При его въезде с каждой стороны должно оставаться примерно по 30 см. Максимальная ширина конструкции — 5 м. Оптимальная ширина — 2,5–3 м.
Расстояние от перпендикулярной стенки до рамы ворот должно быть минимум 80 см. Высота также определяется размерами автомобиля. Чаще всего изготавливается конструкция высотой 2–2,2 м.
На схеме рекомендуется указать все размеры конструкции и используемых деталей. Конструкция должна быть на 10 см больше длины проёма. Это позволит исключить образование зазоров. Каркас может быть изготовлен из стали или дерева. Его размеры зависят от габаритов проёма.
Если на данном этапе возникают трудности, рекомендуется обратиться к специалисту или использовать готовый проект.
Конструкция может быть двух типов:
- Классическая. В данном случае используются направляющие горизонтальные планки. Полотно будет втягиваться в гаражное помещение и скользить по данным деталям. Недостатком механизма является то, что от скольжения будет издаваться шум. Помимо того, направляющие планки могут мешать работать в закрытом помещении.
- Z-система без направляющих реек. К достоинствам можно отнести простоту монтажа и бесшумную работу. Недостаток заключается в том, что самостоятельно сложно задать кривую, по которой передвигаются ворота.
Выбирать нужно исходя из личных предпочтений. При составлении чертежа нужно замерить проём и нанести его на лист бумаги.
Важно продумать, как будет двигаться полотно, сколько места ему потребуется, насколько оно будет выходить за границы гаражного помещения.
Советы по выбору материала
Для изготовления рамы следует использовать железный уголок 65 мм. Также будут необходимы уголки 40 мм и 35 мм. Для каркаса и створок подходит металлопрофиль 50 мм. Детали нужно будет обшить листовым металлом. Рекомендуемая толщина — 3 мм. Наружные петли должны быть усиленными.
В качестве термоизоляции лучше всего использовать пенопласт. Внешняя отделка может быть произведена с помощью пластиковых или деревянных панелей, металлических листов или профнастила. Если планируется использовать металлические листы, то их нужно защитить специальным покрытием.
Оптимальный диаметр пружины — 30 мм. Чтобы гараж имел более эстетичный внешний вид, полотно покрывается декоративными планками из дерева или пластика.
Материалы и инструменты
Понадобится подготовить такие элементы:
- швеллер 40х80 мм;
- металлический уголок толщиной 4 мм;
- 2 бруса из дерева сечением 100х100 мм и 80х120 мм или металлический профиль;
- стальной прут диаметром 8 мм;
- пружины диаметром 30 мм;
- 2 подвижных кронштейна;
- самонарезающие винты;
- анкерные болты;
- трос или цепь;
- пенопласт;
- материал для обшивки (металлические листы или профнастил);
- ролики.
Список необходимых инструментов:
- сварочное устройство;
- машинка для шлифования;
- электрический лобзик;
- электродрель;
- шуруповёрт;
- молоток;
- отвёртки;
- строительный уровень;
- рулетка;
- маркер;
- гаечные ключи.
Расчёт материалов производится с учётом данных, которые представлены на чертеже.
Необходимо ориентироваться на размеры конструкции. Ширина профиля определяется шириной полотна.
Пошаговая инструкция по возведению подъёмно-поворотных ворот своими руками
Чтобы соорудить ворота, которые при открытии уходят к потолку, понадобится выполнить такие действия:
- Прежде всего необходимо подготовить проём. Для этого надо вставить в напольное основание на глубину 2 см вертикальные опоры. В качестве деталей можно использовать отрезки брусков 80х120 мм. Элементы фиксируются анкерными болтами.
- После этого выполняется сборка рамы. На расстоянии, соответствующем длине ворот, нужно смонтировать горизонтальную рейку так, чтобы она располагалась параллельно перемычке проёма.
- Из 4 железных уголков понадобится сварить 2 рейки, по которым будут перемещаться ролики, которые прикрепляются к створке. Они фиксируются саморезами и железной фурнитурой к рейкам, которые размещены в верхней части. Периодически надо проверять надёжность фиксации деталей.
- После этого изготавливается каркас полотна. Для этого надо скрепить с помощью сварочного устройства железные профили, скрепить их друг с другом и присоединить к готовому коробу несколько диагональных планок. Каркас в собранном виде напоминает 6 квадратов, скреплённых между собой.
- В верхней части рамы углы следует оснастить роликами.
- Каркас ворот нужно обшить материалом, который защищён от коррозии. Для фиксации следует использовать самонарезающие винты.
- Вертикальные опорные рейки следует снабдить подвижными кронштейнами. На детали надо установить швеллеры.
- К установленным кронштейнам прикрепить пружины.
В конце на сооружённую раму понадобится навесить полотно. Чтобы защитить гараж от воров, конструкцию надо оборудовать надёжным замком и защёлкой. По желанию ворота можно утеплить — для этого будет необходим пенопласт.
Утепление гаражных ворот
Предварительно понадобится обработать все щели между каркасом и основанием монтажной пеной. Это позволит уберечь гаражное помещение от потерь тепла через ворота. Далее нужно обработать створки грунтовкой или эмалью, которая способна защитить от ржавчины. После высыхания покрытия можно будет выполнить теплоизоляцию ворот.
Пенопласт устанавливается на металлическое основание или просовывается между лагами каркаса. Если планируется использовать первый вариант, то понадобится лишь приклеить материал к створкам. Если выбран второй метод, сначала надо будет создать каркас из дерева, после чего произвести монтаж материала.
Чтобы открывание и закрывание ворот осуществлялось без проблем, конструкцию следует отрегулировать. Для этого понадобится натянуть пружину. Сделать это можно путём закручивания гайки. Если проблема не решена, нужно изменить место крепления данной детали. Ворота будут легко подниматься, если снаружи на расстоянии максимум 1 м от почвы оснастить их ручкой.
Вопрос автоматики
В качестве автоматического подъёмного механизма может использоваться сигнализация для автомобиля. Для привода подходит реверсная самоблокирующаяся лебёдка, которая работает от электросети 220 В и имеет тяговое усилие минимум в 120 кг.
Автоматика должна будет поднимать ворота вверх, к потолку. Основным недостатком такой конструкции является её высокая стоимость. Автоматический привод в данном случае монтируется на потолке и поднимает полотно при помощи троса, одна часть которого закрепляется к створке, а другая — к электроприводу.
Трос размещается в металлопрофиле, который фиксируется в подвесном состоянии на кронштейнах к потолочной конструкции.
Ещё один вариант — использование гидравлического привода. 2 привода надо зафиксировать с двух сторон с внутренней стороны основания.
Гидравлические трубы, которыми они оснащаются, устанавливаются во внутренней части проёма.
Видео: изготовление подъёмно-поворотной конструкции
Чтобы правильно выполнить монтаж гаражных ворот, важно составить чертёж и соблюдать последовательность действий. В конце нужно выполнить регулировку конструкции.
Просмотров: 11 515 Рубрика: Строительство и ремонт